Театр «Фантастическая реальность»

«Твоя Параллель» публикует вторую лекцию образовательного проекта «Уличный университет». На этот раз она посвящена сыктывкарскому театру «Фантастическая реальность». Лектором выступила руководитель этого коллектива Лариса Иванова. Слушатели собрались в помещении театра, в подвале дома по улице Ленина.

Лариса Иванова

«Наверное, многим интересно, как зародился такой культурный феномен, как театр «Фантастическая реальность». Это было давно, ещё в прошлом веке. Даже более того, в прошлом тысячелетии! Официально старт «Фантастической реальности» был дан в декабре 1990 года, когда мы показали гоголевскую «Шинель» на сцене Дома Областного совета профсоюзов (здание на улице Бабушкина, 4). Эта площадка принадлежала нам до 1992 года, потом её занял Национально-драматический театр РК.

Переехать оттуда пришлось во многом из-за событий августа 1991 года*, когда в стране произошли события, коренным образом повлиявшие на судьбу всех без исключения граждан России. Кстати, именно в августе 1991 я официально пришла в «Фантреальность» как режиссёр. И работала вплоть до 2003 года. Сейчас я с театром – на вольных хлебах и не могу его оставить, потому что это больше, чем жизнь.

В Советском союзе была сформирована культура народных театров. Когда я училась в институте в Перми, меня поразило, что там был театр народной оперетты с запредельным уровнем: пели звёзды пермской сцены, ставился очень серьёзный репертуар. Народный театр в то время был огромной силой. К сожалению, сейчас эта система разрушена.

Российский театр сегодня претерпевает серьёзные изменения. Идёт дискуссия, насколько нужен современной России репертуарный театр. Может, лучше уйти в частный сектор, как это сделали на Западе? Там поддерживаются только самые большие театры-бренды, а все остальные живут как могут: добывают гранты, ищут спонсоров. В России сейчас как раз переходный период, который, я думаю, будет продолжаться ещё лет сто, когда одна культура сменяется другой. Ну а на сегодня в конкретном городе Сыктывкаре, в конкретной культурной среде уже более двадцати лет существует такое явление, как театр «Фантастическая реальность».

Мне много раз задавали вопрос: «Зачем тебе это надо?» И всегда у меня был только один ответ: «Я не могу без театра». Был такой период, когда я думала, что нас не слышат, не воспринимают, игнорируют… Это продолжалось ровно полтора года. Спустя это время я с рвением кинулась в работу, и мы поставили «Бурю» Шекспира. Тогда я поняла, как здорово, что есть люди, которые хотят ходить на наши спектакли. Я чувствую контакт с аудиторией и понимаю, что театр должен жить, что это очень важно.

«Буря»

 

«Пиковая дама»

На протяжении двадцати лет театр по-разному менялся, обновлялся, люди приходили и уходили, многие из них сейчас работают в известных местах. Но все они помнят «Фантастической реальности».

После огромной сцены на Бабушкина, 4 с шестиметровыми потолками мы оказались в подвале старого кирпичного дома на Чернова, 20, где пробыли до 2002 года. Высота потолков – два метра, зелёные стены и рыжие полы… Когда мы там оказались, пришло ощущение, что это конец. Но в тот момент рядом были совершенно ненормальные люди, которые сказали: «Давай!!!», и театр преобразился. Откуда-то принесли старые школьные парты, из них мы сделали места для зрителей. Нашли 30-литровую канистру чёрной краски и выкрасили помещение в чёрный цвет. Выброшенные драматическим и музыкальным театрами фонари использовали для освещения сцены.

Я ходила к начальнику городского управления культуры, чтобы дали разрешение на спектакли в этом помещении, но он был категорически против: «Нельзя, только через мой труп». В итоге мы поставили спектакль и пригласили на просмотр этого самого начальника, после чего разрешение было получено. Театр действовал на полулегальной основе вплоть до 2002 года, пока не пришли пожарные и не сказали, что мы не имеем права работать в этом помещении уже с 1995 года.

В том подвальчике родился не один хороший спектакль. Стало понятно, как много в театре волшебства, которое мы не можем просчитать. Это как любовь, когда одна искра может поменять всё. Радость от понимания того, как театр меняет зрителя, заставляет просыпаться с мыслью: «Что бы ещё такого придумать?»

В то время мы импровизировали со всем: с музыкой (тем более, что об авторских правах вообще не было речи), с падениями, избиениями, пением. Это было время творчества и очень шатких границ. В тот период мы поставили «Стулья» и «Макбет» Эжена Ионеско, «Пиковую даму» Пушкина, «Елизавету Бам» Даниила Хармса и сказку «Голый король» Евгения Шварца.

«Макбет»

После подвала на Чернова, 20 мы перебрались на улицу Коммунистическую. За гостиницей «Сыктывкар» располагалось небольшое здание, раньше использовавшееся спортсменами. Там мы чувствовали себя комфортно, но через очень короткий промежуток времени снова пришлось переехать… Сюда, на улицу Ленина, 89.

На этом, пожалуй, закончим лекцию. Расскажу только про одну интересную деталь. Как-то так получалось, что мы всегда опережали мировой театр. Бывает, что все поголовно начинают ставить одну и ту же пьесу. Только мы сделали «Макбет», как его уже ставит «Сатирикон». Такое же совпадение было с «Бурей». Недавно мы поставили «В ожидании Годо» Беккета (см. «Твою Параллель» №16 от 27 апреля и №18 от 12 мая 2012 года – прим. ред.), и на днях пришла новость: некий всемирно известный режиссёр ставит Беккета в Москве. Что тут скажешь? Они же наши спектакли не видели».

Слушатели «Уличного университета» после лекции задали Ларисе Ивановой несколько вопросов. Наибольший интерес вызвал один из них: «Перед театром стояло множество трудностей. Вы, как руководитель, требуете поддержки властей. Но ведь есть мнение, что художник должен быть голодным и преодолевать самые сложные препятствия, чтобы создать что-то великое». Руководитель «Фантреальности» возразила:

– Художник не должен быть голодным! Изначально этот афоризм вырван из контекста, здесь имеется в виду художественный голод. Человек творческий всегда будет хотеть заниматься искусством и не важно, живёт он в достатке или в бедности. Но в стране должно быть уважение к людям культуры, ведь именно они двигают прогресс. Именно они станут тем рычагом, который поднимет Россию с колен!

Подготовил Алексей БОРОВЕНКОВ

Фото Ивана НЕСТЕРЦА и из архива театра «Фантастическая реальность»

 

 


Ваши доходы необходимо скрыть, что конечно же не законно, но иногда это бывает просто необходимо. Для этого можно купить справку о доходах. Остальное ложиться на ваши плечи и как это применить решать вам.


Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

*